Характеристика учебных компьютерных программ для детей старшего дошкольного возраста

Автор:Шмулевский Е.М.
Дата публикации:02.02.2011
Просмотров:13551

На сегодняшний день существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников. Среди них и программы помогающие развивать математические способности,  помогающие осваивать иностранные языки и просто расширяющие кругозор детей. Вообще большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для дошкольника является ведущей. Хотелось бы по подробнее остановиться на классификации компьютерных игр. Сегодня существует множество классификаций  но мы остановимся более подробно на нескольких из них.
  Так  Патрушева М.В. предлагает разделить игры по степени обучающего воздействия:

1) Тренирующие: закрепляют и контролируют имеющиеся навыки.
2) Обучающие, помогают приобрести новые знания, умения, навыки.
3) Развивающие игры – способствуют развитию психических функций.
4) Комбинированные игры. 
   Существует ещё одна довольно интересная классификация. Её предлагает тот же автор. Автор предлагает в качестве основы выделить логическую структуру, в которой выделяют три уровня – оперативный, тактический и стратегический.
  Под оперативным уровнем понимают совокупность действий внутри программы между двумя последовательными действиями играющего. Результатом действия этого уровня является отображение всех перемещений и изменений на экране монитора.
  Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий, ведущих к достижению какой – либо локально цели. В результате действия тактического плана играющий достигает улучшения (ухудшения) положения в игре.
  Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша.

  1. Преобладание оперативного уровня. Этот уровень ближе всего к психомоторной деятельности человека. От играющего требуется лишь четко и быстро нажимать на клавиши.
  2. Преобладание тактического уровня. Эти игры требуют более высокого уровня психической деятельности. Их  стратегия достаточно примитивна, но обычно в них много интересных ситуаций, персонажей, препятствий, целей.
  3. Преобладание стратегического уровня. Такие игры требуют преимущественно интеллектуальной деятельности, протекают в медленном темпе. Они развивают воображение, логическое и комбинаторное мышление.

 И, наконец, последняя классификация предложенная В. Моториным. Он предлагает классифицировать игры по жанровому компоненту. Данная классификация будет интересна родителям, так как позволяет подобрать игры, для домашнего пользования исходя из их практической ценности. В качестве критерия у него выступает жанр.
Основные виды:
Адвентурные.
Иначе, в переводе с английского, — приключенческие. Визуально адвентурные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением.
Главным подспорьем в данных играх служат находки — различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.
Стратегические.
Основная цель стратегических игр -управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками, энергией или другими подобными составляющими (юнитами). При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков.
Стратегические игры развивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.
Аркадные.
Широко распространены на игровых автоматах и приставках, а с появлением персональных компьютеров перекочевали и в них.
Для данного жанра характерно по уровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо справиться с главным противником. Для данных игр характерна система набора очков и   бонусов   (дополнительных   наград).
Ролевые.
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет отдельную роль или функцию. Задача героев  - совместными усилиями исследовать виртуальный мир. С  целью выполнения поставленной начале игры цели.
Целью может быль отыскание  древнего  артефакта,   человека   или заклинания. Путь  к  достижению  намеченной  цели  обычно  преграждают враги   разных   мастей,  с  которыми следует вступить в бой  или обмануть хитростью. Здесь и проявляется  главный принцип ролевой  игры   —   использование  нужною   персонажа  в нужное время и в нужном месте, т. е. то, что  не   получается   у  одного,  с легкостью   может   получиться  у   другого.
3D – Action.
Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «убей их всех». Повышенная степень виртуальности создается за счет сногсшибательной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, вправо, влево, впереди, позади. Они развивают моторные функции, но плохо – познавательные, при этом сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания.
Логические.
Многие дети   интересуются   головоломками, если,  конечно, они доступны для них. Достоинство этих игр в том, что они развивают навыки логического   мышления,   особенно   у детей    дошкольного    возраста.    Чаще всего   игра   представляет   собой   одну задачу или  набор нескольких головоломок,   которые   должен   решить   играющий. Типичными представителями данного  жанра являются  разнообразные   задачи   на   перестановку   фигур или   составление   рисунка.   Неплохие наборы логических головоломок, рассчитанных   на   дошкольный   возраст, выпускаются российскими фирмами с целью обучения детей счету, чтению, письму и другим предметам.
Симуляторы.
Игра-симулятор (иначе — имитатор) имеет в своем названии какую-нибудь приставку,    например:    авто-,    авиа-, спортивный и др. Первые имитаторы, в основном авто-, появились одновременно с аркадными играми. Желание ребенка   попробовать   свои    силы   в чем-то новом — очень сильное чувство,  и  компании,   которые  выпускают компьютерные игры, об этом хорошо знают. Сегодня  можно найти  имитаторы     почти     любых     технических средств   —   парусных   кораблей,   воздушных шаров, дирижаблей,  самолетов   и   вертолетов   всех   исторических периодов,   танков,   подводных   лодок, реальных и фантастических космических аппаратов.
Существую также и другие классификации компьютерных игр, однако нельзя сказать, что какая – либо из них более точна.
Подводя итог можно сказать, что знание классификации игр очень важно, так как дает возможность подбора игры каждому ребенку индивидуально с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, а это будет способствовать в свою очередь его развитию.

Смотрите другие статьи

Автор: Шиншинова Дарья Лайфхак: Как молодой семье c детьми накопить первоначальный взнос на квартиру
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Начальная военная подготовка в условиях ДОУ
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка вычитанию
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" Технологические карты анализа занятий для методиста
Автор: Яшкина Татьяна Владимировна ДС № 164 Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста.
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Как научить ребенка считать часть 2
Автор: Газизова Альфина Рисуновна Здоровья, еще раз про здоровье
Автор: Мухаметшакирова Наталья Анатольевна РТ г.Зеленодольск МБДОУ №4 "Солнышко" Самостоятельность и подготовка к школе.
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна, МДОУ "Детский сад№1 "Радуга"пгт. Камское Устье РТ. Развлечение в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»
Автор: По материалам Кабанова М.Н. Готовимся к школе. - М:2003. - 223с. Что включает в себя готовность к школе?