Сотрудничество ребенка и взрослого посредством хореографии

Автор:Белобрюхова Татьяна Владимировна АНО ДО
Дата публикации:28.08.2013
Просмотров:5543

     С введением федеральных государственных требований дошкольного  образования произошли   изменения    в  подходах к  воспитанию и развитию ребёнка. Переход на ФГТ  заставил  взглянуть на  всю систему дошкольного образования  иначе, пересмотреть организацию, методическую деятельность.  Изменились  так же и обязанности участников  воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия между ними. Деятельность педагога, осуществляющего новые требования, должна  иметь развивающий, творческий характер по отношению ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим человеком самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми. На наш взгляд, проблемным является вопрос, каким образом в условиях личностно ориентированного воспитания осуществляется эстетическое развитие ребенка в общении с искусством. В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников.

Основной характеристикой взаимодействия является активность. При определении характера взаимодействия хореографа и детей в педагогическом процессе и хореографической  деятельности мы опираемся на теоретические положения Б.Ф. Ломова, который рассматривает общение «как взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры».

В образовательной деятельности дошкольников преобладают игровые методы организации детей. Отличительным моментом является мотивация, без которой не происходит истинного развития ребёнка, развитие его познавательного интереса. В педагогическом процессе хореограф  направляет усилия на изменение мотивации  деятельности ребенка, стремление его через игру достигать взаимопонимания и как результат,  овладение  техникой  хореографического искусства.   Непосредственно-образовательная деятельность, в которой хореограф принимает участие, проводится в нашем детском саду в игровой форме.  Это  форма «рядового занятия, где главное – это общение ребёнка  и взрослого». На этих занятиях мы пытаемся добиться максимального воздействия на зрителя при ограниченности выразительных средств. Замысел с позиций хореографии сводится к организации работы детей с несколькими основными движениями, представленными в различных танцевальных и игровых этюдах.

На занятии используются следующие методы обучения:

  • методы словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • методы иллюстративные  (исполнительское мастерство хореографа, его профессиональный показ, вызывающий стремление ему подражать);
  • методы репродуктивные (от французского «воспроизведение», способ организации деятельности детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний; это передача «готовых» знаний от педагога к ребёнку);
  • методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра,  обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

- Личностно-ориентированного подхода. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов. 

Вербального воздействия. Процесс и способ передачи ребёнку определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания   техники  движения.

- Наглядности.  Педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения.

- Сознательности и активности. Если ребёнок занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.

- Повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения.

- Постепенности. Отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными и совершенно невыполнимы, в конце концов, при постепенности  оказываются  решенными. Равномерное нарастание нагрузки, постепенное усложнение задач - все эти положения основаны на принципе постепенности.

- Доступности.  Изучаемый  материал должен быть адекватен возрасту ребёнка. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.

- Творчества. Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчают детям их изменение.

- Научности. Означает обоснованность  образовательной деятельности  в целом.

Важной стороной актуальности занятий по хореографии  выступают возрастные особенности детей. 

Смотрите другие статьи

Автор: Жарикова Инна Алексеевна «Роль игры при подготовке детей к школе».
Автор: Темирбекова С.Г. Конспект интегрированной продуктивной деятельности &laquoСкворечники для скворцов&raquo.
Автор: Семина Татьяна Викторовна Приучаем малыша к порядку
Автор: Миронова Валентина Ивановна Дидактическая игра в развитии у детей дошкольного возраста логических отношений
Автор: Медведева Юлия Александровна Конспект занятия: "Путешествие по сказкам"
Автор: Литау Лилия Николаевна Сохранение здоровья ребёнка в процессе вокальной деятельности.
Автор: Коберняк Елена Иванвна Конспект по сказке "Курочка ряба"
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна, воспитатель МДОУ "детский сад №1 "Радуга" Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Автор: Бычкова Юлия Александровна ДC № 164 Формирование у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности посредством трудовой деятельности
Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна Игры для обучения и жизни