Проект "О тебе и твоем народе"

Автор:Лапина Н.Г. Ямалетдинова Л. Ф.
Дата публикации:06.04.2011
Просмотров:13160

Проект «О тебе и твоем народе»

Лапина Н.Г
воспитатель I квалификационной категории
МАДОУ Детский сад № 94
Ямалетдинова Л.Ф.
старший воспитатель
МАДОУ Детский сад № 94
г. Набережные Челны

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «О тебе и твоем народе» в детском саду № 94 «Лилия». На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих республику Татарстан. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.
Мы выдвинули гипотезу:
используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия, действенности ритуалов и символики. Следовательно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, музыкальных занятиях, рисовании, аппликации, через организацию и проведение разнообразных экскурсий в краеведческий музей детского сада «Халкыбыз мирасы» («Наследие народа»), музей истории города можно прививать детям стойкую гражданскую позицию.

Цель проекта - воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Прежде всего важны способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
• беседа,
• чтение художественных произведений,
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок, разучивание потешек, танцы, музыка) и др.
Следует отметить, что в процессах формирования духовности значительную роль играет фольклор. Отражая действительность посредством сказок, потешек, скороговорок, фольклор имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается как в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, так и в подъеме духовной культуры, формировании культуры межнациональных отношений.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.
2. Практическая деятельность детей.
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…).
5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»
6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.
7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)
8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
9. Организация работы по следующим направлениям:
- Организованные мероприятия
- Досуговые мероприятия
- Тренинговые занятия
- «Справочное бюро» (консультирование)
- Открытые просмотры
- Творческо - оформительская деятельность и др.
10.Осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный (аналитический)
Презентация проекта на заседании педагогического совета МАДОУ.
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем .
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия.
• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
• Называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Знают природу России ее флору и фауну.
• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Смотрите другие статьи

Автор: Максимова Ляйсан Опыт работы
Автор: Аникина Инна Михайловна Метания мешочков в вертикальную цель
Автор: конспект интегрированного занятия по рисовнаию в подготовительной группе "Полет на Марс"
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Как научить ребенка считать
Автор: Бычкова Юлия Александровна ДC № 164 Формирование у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности посредством трудовой деятельности
Автор: Жарикова Инна Алексеевна "Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Автор: Александра Шмулевская Что взять с собой в роддом?
Автор: Темирбекова С.Г. Конспект интегрированной продуктивной деятельности &laquoСкворечники для скворцов&raquo.
Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД Как игрушки помогают в выборе профессии
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. «Дельта»,Спб. - 494 с. Обучение ребенка делению